Лекарство от паники. Часть 1: почему не нужно бояться «вирусного» кризиса 2020?

Содержание:


2020 год принес с собой не только пандемию, но и панику в предпринимательской среде – бизнес отказывается от заключения новых контрактов и массово урезает расходы на рекламу. Объяснение одно – кризис же!

Да, коронавирус многим подпортил планы. Но если приглядеться, то все далеко не так печально. В этой статье речь пойдет о том, почему кризис 2020 года не похож на своих собратьев из 2008 и 2014 годов, почему реклама поможет вашему бизнесу выжить в любые трудные времена, а также о том, какой именно эта реклама должна быть.

Отвечать на эти вопросы будем в обратном порядке. Ответ на третий вопрос у нас уже есть: хотите продаж – вкладывайте деньги в онлайн-рекламу. Потому что время, когда продвижение в интернете играло для бизнеса вспомогательную роль, уже давно ушло.


Сайты тогда и сейчас: 5 причин, почему изменился рынок коммерческих интернет-сайтов

Главная особенность рынка создания и продвижения сайтов (интернет-рекламы) до 2008 года заключалась в следующем. Продукт, который делали первые веб-студии и SEO-агентства, был эдаким нишевым придатком. Поясняем – не все представляли, для чего вообще нужен сайт, а следовательно, не понимали, как его использовать. В итоге сайты делались по принципу «все делают, ну и мы тоже».

Постепенно обстановка менялась. Становилось понятно, что сайт должен помогать приносить клиентов. А вот как именно заставить его это делать – никто не знал. Но при этом все видели, что значимость интернета растет день ото дня, и чтобы быть на виду у клиентов, рекламы по ТВ и в газетах уже не хватит.

Вслед за тем, что рекламироваться лучше в интернете, бизнес начал понимать, что и работать с клиентами вскоре тоже будет удобнее онлайн. Уход бизнеса в интернет – это давно наметившийся тренд, и коронавирус его лишь ускорил. Ранее ускорение этому тренду придали и кризисы 2008 и 2014 годов.

Если суммировать все преимущества интернета в том, что касается отдачи от рекламы и экономии времени и денег, то вырисовывается 5 причин того, почему интернет – это сегодня самый эффективный рекламный канал:

  1. Повышение цен за аренду торговых площадей и резко возросшие расходы в целом – главные последствия кризисов. Проще говоря, продавать товары через интернет-магазин сегодня гораздо дешевле, чем в оффлайне, рекламируя его на ТВ и в печатных СМИ.
  2. Более широкие рекламные возможности интернета – по сравнению с рекламой в газете или на ТВ эффективность сайта или объявления в Яндекс.Директе в разы выше. На сайт зайдут только те, кого заинтересует ваш продукт, а объявление вы сами можете нацелить на нужную вам аудиторию. Тогда как газетная и телевизионная реклама – широковещательная, то есть, показываемая всем.
  3. Модернизация интернета – например, появление интернет-эквайринга, развитие мобильных приложений и, как следствие, постановка бизнесом новых возможностей интернета себе на службу.
  4. «Мобилизация» населения – по данным исследования Яндекс.Маркета и компании GfK о росте интернет-торговли в РФ за 2019 год, каждый третий опрошенный покупал что-нибудь в интернете со смартфона или планшета.
  5. Развитие объемов онлайн-торговли – по данным исследовательской компании Data Insight, объем рынка электронной коммерции России составил в 2019 году $30,6 млрд. В целом общая доля eCommerce в ВВП страны составляет 1,3% (всего на 5% меньше, чем в Германии).

В чем сыграли свою роль кризисы 2008 и 2014 годов?

Если кризис «08» заставил сокращать кадры и перестраивать бизнес, то кризис «14» не только повторил все это, но и заставил бизнесменов и интернет-маркетологов искать новые пути успешного сотрудничества. Подчеркнем – «успешного». Стало ясно, что в меняющихся экономических условиях работать с сайтами как раньше уже нельзя.

В 2014 году для интернет-маркетологов таким «волшебным пинком» послужило снижение Яндексом значимости ссылок в ранжировании коммерческих сайтов – да, роковым образом кризис совпал с такой радикальной для оптимизаторов старой школы. Бизнесу же из-за «украинского» кризиса вновь пришлось пересматривать расходы. Все вместе это заставило предпринимателей и потребителей изобретать новую стратегию работы с учетом изменившихся условий.

Главным требованием стала экономия времени и денег – как для предпринимателей, так и для интернет-маркетологов. Предприниматель задумался над тем, что можно сэкономить на помещении под магазин. Вместо этого можно арендовать небольшой шоурум (все, конечно, зависит от сферы деятельности) или вовсе сделать упор на интернет-магазин, высвободив лишние деньги. Клиенту в этой ситуации и вовсе удобно – не нужно куда-то идти, все покупки и заказы совершаются из дома и по более низким ценам – отбивать стоимость аренды торговых площадей путем наценки ведь не нужно.

Итак, оба кризиса – 2008 и 2014 годов – подтолкнули людей к пониманию преимуществ онлайна. Но – тогда была такая веская на то причина, как спад спроса. У народа не оказалось денег. А те, которые остались, надо было экономить.


Кризис 2020. Или не кризис?

Второй вариант. В смысле – это не кризис с ярко выраженными финансово-политическими причинами. А кроме того, вирусный кризис все же не повлек за собой таких массовых сокращений, как в 2008 и 2014 годах.

Да, бизнес попал под удар и магазины не работали. Но при этом работала доставка. Работали интернет-магазины. Одним словом, прекращение физических продаж – в оффлайне, вовсе не означало, что магазин закрылся. Да и то, прекращение временное.

О причинах и последствиях кризисов 2008 и 2014 годов очень простыми словами

Если вы – предприниматель, то должны быть более-менее в курсе того, почему произошли кризисы 2008 и 2014 годов. Мы сейчас не говорим о том, насколько сильно они затронули ваш бизнес и затронули ли вообще.

Сила удара, под который попал в те годы бизнес, была огромна. Во-первых, пострадал не только малый бизнес, а крупные госкомпании – уже по этой причине нынешний «вирусный» кризис отличается от двух предыдущих в новейшей российской истории. У него:

  • Другие причины появления
  • Другие ход и последствия

Кризис 2008. Причины – чисто финансовые. Перегретый кредитный рынок вызвал ипотечный кризис, что на фоне высоких цен на нефть и другое сырье «сдетонировало» по всему миру и отразилось на зарплатах и рабочих местах. Соответственно, уменьшились объемы потребления.

Как обстояли дела в 2014 году? Главная причина – тоже экономика. Замедление темпов развития российской экономики по оценке Минэкономразвития наблюдалось уже с середины 2012 года. ВВП России лишался чистого дохода. Нет чистой прибыли – все меньше и меньше ресурсов для развития. Нет развития – нет инвестиций.

Цифры скажут все: чем является «коронакризис» 2020 года и что он принес бизнесу?

Здесь можно возразить: «а что, объявленная ВОЗ пандемия коронавируса – это не бомба? Взрывной карантинной волной разве не накрыло бизнес?»

Накрыло. Но давайте с вами сравним кое-какие цифры и покопаемся в «природе» этого коронавирусного кризиса.

Согласно данным от 29 июня 2020 года во время ограничений из-за коронавируса в России работу приостановили 15 миллионов человек, 680 000 из них сократили. С 1 апреля – карантинного месяца – 2 миллиона человек официально зарегистрировались безработными.

Для сравнения в 2008 году по данным Росстата, общее число безработных в России по итогам октября 2008 года (пик мирового финансового кризиса) составило 4,624 миллиона человек. А что касается «финансово-политического» кризиса 2014 года, то безработными были 4 миллиона человек. Тогда как, напомним, к середине июня 2020 года количество официально зарегистрированных безработных россиян достигло 2,42 млн человек – таковы данные от министра труда и соцзащиты Антона Котякова.

Не забываем, что это – официальные данные. Добавьте сюда тех, кто продолжает работать неофициально, временно перешел на неполный рабочий день или временно перестал работать. Но ключевое здесь – именно «работать». Веских причин в пользу массовых сокращений, как 6 и 12 лет назад, нет.

Это первая причина, по которой кризис 2020 года не так страшен, как его нам представляют. Вторая – потому что его главная причина не финансовая. Она внешняя. Событийная.

Недавно аналитики одного из крупнейших инвестбанков США Goldman Sachs оценили все кризисные периоды с 1835 года, вывели ряд закономерностей и создали на их основе классификацию кризисов. Посмотрите таблицу ниже:

Структурный Циклический Событийный

Причина

Коллапс одной или нескольких отраслей: нефтяной, банковской, строительной и т.д.

Завершение экономического цикла, сопровождается ростом ключевых ставок и инфляции

Непредвиденное обстоятельство: война, техногенная катастрофа, вирусная пандемия и т.д.

Средняя продолжительность падения

3,5 года

2,5 года

9 месяцев

Время от начала кризиса до полного восстановления экономики

10 лет

4 года

15 месяцев

Глубина падения (на фондовом рынке)

60%

30%

29%

Последний исторический пример

Кризис 2008 года (начался с ипотечного кризиса США).

Рецессия 200 года.

Кризис 2008 года тоже входит в эту категорию.

Спад на рынке после теракта 11 сентября 2001 года.


В колонку «Последний исторический пример» смело добавляем «Уханьский коронавирус 2019-20 гг». После распространения вируса за пределы Китая также произошел спад на фондовых рынках. Но нам с вами важно другое – цифры в колонках выше. Сравните их с остальными. В нашем с вами случае счет идет на месяцы, а не на годы. Структура экономики не нарушена и вернуть все назад можно за гораздо быстрый срок, чем в других случаях.

Цифры могут рассказать все, не так ли?

Вот и мы, агентство стратегического интернет-маркетинга «Диол», повторяем вслед за ними, что кризис этот – «событийный», а следовательно, удар пришелся в первую очередь по тем отраслям, которые так или иначе с этим событием связаны: туризм, концертная и развлекательная индустрии, фитнес-индустрия и т.д.

Но другие то сферы деятельности либо не задело вовсе, либо задело в меньшей степени. Они не закрылись, массовых увольнений не было. Людям по-прежнему нужно покупать еду, одежду, бытовую технику и прочие нужные в быту вещи, пользоваться теми или иными бытовыми услугами. Все это – базовые потребности, но даже и ими «коронавирусная» экономика не ограничивается. У потребителя, отправленного в отпуск за счет государства (получающего зарплату на карантине) или работающего удаленно, остаются и потребности в самореализации, будь то ремонт в квартире и покупка материалов для него или же какие-либо предметы досуга. Мы уже даже и не говорим про цифровой контент – подписки на стриминговые сервисы для просмотра фильмов, сериалов и различных онлайн-мероприятий и т.д.

Причем апрельский карантин таким покупкам только поспособствовал – больше свободного времени + интернет = больше покупок. Разумеется, если остался доход. А он в этот раз остался. Да, не у всех, но, повторяем, в большинстве своем люди не перестали тратить деньги.

Однако же тратить вполне легко перестать, когда нет интересующих предложений. Представьте себе, что при наличии спроса они вполне могут пропасть. И виной тому – не столько кризис, сколько паника и чувство ложной тревоги. Они вынуждают предпринимателя если и не закрыться, то серьезно снизить активность, урезав вложения в рекламу и стремясь экономить на всем, что попадается под руку. Чем это опасно, как бизнесмену избежать такой ситуации и какие вопросы для этого себе нужно задать, читайте во второй части статьи.