Не по шаблону. Что такое «продуманные» сайты?

Содержание:

Сегодня многие, кто заказывает создание сайта, уверены, что это – «дело на 5 копеек». Таким заказчикам смело можно задавать 1 вопрос – вы чем-то отличаетесь от других компаний из вашей отрасли? Уверены, что да. Почему же тогда вы такого мнения о процессе разработки сайта? Ведь, подходя к нему спустя рукава, ставя во главу угла лишь цену и сроки, вы получаете сайт, отличающийся от аналогов лишь тем, что контент на нем размещен от вашего имени.

Подобное отношение – корень всех остальных проблем, связанных с неудачами предпринимателя на интернет-фронте. От сайта, над созданием которого не заморачивались ни разработчики, ни клиент, не будет пользы для бизнеса. Избежать этого можно, озаботившись созданием концепции перед разработкой сайта. Что это и чем она поможет – читайте в этой статье.

Концепция для сайта: что это такое и для чего это нужно?

На основе чего создается сайт? Как и любой другой продукт, сайт создается на основе идеи – мысленного прообраза какой-либо задумки. Это может быть что угодно. Если говорить о бизнесе, то здесь под задумкой можно понимать то или иное действие, необходимое для роста прибыли.

Сайт изначально должен создаваться для помощи бизнесу. Делать это надо на основе индивидуальной концепции, благодаря которой сайт будет соответствовать вашему бизнес-предложению – тому, что и как вы предлагаете клиенту.

Концепция сайта – это далеко не наше изобретение, и каждый, кто о ней говорит, может подразумевать что-то свое. Например, концепция может быть технической, дизайнерской и даже контентной. Соответственно, в первом случае это схема реализации функционала сайта, во втором – дизайна, в третьем – текстов, изображений и видеофайлов. Но все это невозможно продумать без ОБЩЕЙ концепции сайта, о которой мы и ведем речь в этом материале.

Как можно сформулировать саму идею «концепции» для сайта?

Начнем с того, что разрабатывать её должен не отнюдь дизайнер, как многие думают. С веб-дизайном общая концепция вообще никак не связана, он играет по отношению к ней подчиненную роль.

Концепция в целом – это определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса. Следовательно, концепция сайта – это его основной замысел, который можно выразить в 3-х вопросах:

  • Для чего сайт создается?
  • Как он будет помогать решать задачи, для которых он разрабатывается?
  • Как он будет развиваться дальше?

Проще говоря, нужно ответить на вопрос: «Зачем вам нужен сайт?»

Соответственно, главные задачи, решаемые в ходе разработки концепции:

  • Поиск идеи, ради которой создается сайт – идеи, связанной с вашим бизнесом
  • Определение задач, для решения которых создается сайт
  • Определение путей развития сайта

Работа над концепцией подразумевает решение всех трех задач, предоставление решения клиенту и получение от него обратной связи. Крайне важно, чтобы в итоге заказчик сайта и клиент пришли к единому знаменателю.

Все найденные идеи в ходе работы над концепцией должны быть сугубо прикладными. Потому что на их основе будут создаваться дизайн и функционал сайта, они же послужат отправной точкой при поисковом продвижении и развитии проекта.

Зачем вам нужен сайт?

Отвечая на этот вопрос, можно выделить 2 подхода: верный и ошибочный.

Неправильный подход:

  • Вопрос: зачем вам нужен сайт?
  • Ответ: потому что он есть у любой компании. Будет и у моей. Тем более, моя компания только что создана.
  • Что здесь не так? Сайт действительно есть у любой компании. Но у каждой компании он выполняет разные задачи. Так, если сайт компании-лидера рынка уже играет значимую роль в цепочке продаж, то сайт только что созданной компании ещё предстоит встроить в эту цепочку. И цели и задачи у него будут совершенно иными.
  • PS: Да даже если компания работает давно, в её случае тоже надо будет искать свой путь, а не слепо копировать конкурентов!


    Правильный подход:

    • Вопрос: зачем вам нужен сайт?
    • Ответ: я до сегодняшнего дня продавал товары из через Wildberries, но сейчас созрел до того, чтобы работать единолично. Соответственно, сайт мне нужен для продаж.

    А вот здесь все верно – на конкретный вопрос потенциальный заказчик дает конкретный ответ, четко сформулировав потребность.

    И только после того, как получен ответ на вопрос, начинается работа, касающаяся анализа бизнеса и разработки концепции сайта. Мы называем её «нулевым этапом». Далее мы рассмотрим, почему без него не обойтись, и что будет, если его проигнорировать.

    Что такое «нулевой этап» разработки сайта и почему без него не обойтись?

    Над этим этапом многие заказчики и веб-студии предпочитают не заморачиваться. К чему это приводит – опишем чуть ниже. А пока поясним, почему потратить несколько часов на продумывание и построение концепции крайне обязательно.

    На «нулевом этапе» мы анализируем рынок заказчика, исследуем специфику его бизнеса и составляем для него предложения по работе будущего сайта и его интеграции в маркетинг компании.

    Проще говоря, мы ищем «фишку» сайта. Под ней мы подразумеваем создание маркетинговой стратегии для клиента, которой он будет придерживаться с учетом наличия сайта. Именно он лежит в её основе.

    «Нулевой этап» состоит из следующих процессов:

    • Выслушивание идей клиента по сайту
    • Анализ и оценка полученной информации с точки зрения специфики интернета
    • Подбор оптимального формата будущего сайта
    • Углубленная проработка концепции работы сайта в контексте деятельности бизнеса клиента

    Беседа с клиентом необходима нам для выявления его потребностей. Дело в том, что большинству заказчиков продумывать свою потребность в создании сайта некогда, либо не хочется этого делать вообще. В последнем случае просто ищется устраивающая по цене и срокам студия, в которой заказывается сайт.

    Однако продумывать надо. Что мы практически всегда и делаем вместе с клиентом или ЗА НЕГО. В ходе беседы с ним, уточняя сферу бизнеса и его конкретный сегмент, мы детализируем потребность в создании сайта, формулируем его первичную концепцию и формируем маркетинговую стратегию, в центре которой находится сайт.

    Чего можно добиться беседой с клиентом? Примеры наших кейсов

    Цель нашего первого общения с клиентом проста – понять его проблемы и потребности. За счет этого будущий сайт УЖЕ будет выделяться. Мы готовы это показать на примере некоторых наших кейсов.

    Торговые автоматы: показать прибыльность «на пальцах»

    Например, сайт по продаже торговых автоматов. Что сделали бы в «обычной» веб-студии? Просто создали сайт и потребовали бы от клиента контент для размещения: фотографии автоматов, их краткие описания и технические характеристики. Но с таким же успехом можно было бы просто выставить все автоматы в торговом зале обычного магазина, наклеить на каждый бумажку с характеристиками и начать ждать, когда кто-нибудь если не купит, то, хотя бы, подзовет продавца-консультанта.

    В итоге, в подаче контента на сайте мы акцентировали внимание не на «начинке» автоматов, а на их экономических показателях, например, на расчете срока окупаемости автомата и объема прибыли с помощью специальных калькуляторов. Таким образом, каждый автомат стал позиционироваться как отдельный работающий бизнес. Подход себя оправдал, и автоматы успешно продаются через этот сайт и сегодня!

    Заинтересовались? Тогда рекомендуем узнать больше о том, за счет чего они до сих пор хорошо продаются!

    Интернет-магазин «Три Мамонта»: нечто большее, чем просто товары для мужчин!

    Этот магазин продает товары для охоты, туризма и рыбалки. Сегмент – премиум, со средневысокой и высокой ценами. Основной проблемой было то, что без проработанного позиционирования клиент был обречен конкурировать с более крупными игроками рынка, предлагающими более лояльные цены и условия доставки.

    Осенило нас внезапно. Мы поняли, что надо кардинально переориентировать маркетинговую политику «Трех Мамонтов» с обычных продаж товаров в данной тематике на продажи «тематических мужских подарков», касающихся охоты, рыбной ловли и отдыха на природе. Соответственно, этот посыл был отражен и на сайте.

    Рекомендуем вам узнать, к каким результатам привела разработка нами индивидуальной маркетинговой стратегии, посмотрев данный кейс!

    То есть, вы поняли, что непосредственно к разработке сайта (ТЗ, дизайн, верстка, программирование и т.д.) мы приступаем уже после создания его концепции.

    С одной стороны – времени при таком подходе уходит больше. С другой – лучше потратить больше времени, чем получить сырой продукт, работая по принципу «пятилетку за 3 года».

    Создание концепции сайта окупается сполна. Уже используя его, вы как заказчик видите, что клиенты действительно идут. И осознаете, что мы работали не зря и не продаем вам воздух в виде красивых ежемесячных отчетов.

    Найти и воплотить: как мы работаем с идеями для вашего сайта

    Таким образом, мы находим идею для создания сайта в ходе длительного диалога с заказчиком. Именно поэтому ни один клиент не получает от нас стандартного коммерческого предложения, составленного за 1, максимум, 2 дня. На основе детального изучения вашего бизнеса мы помещаем в наше коммерческое предложение только факты о том, что вам необходимо, и как мы будем с вами работать.

    А что будет, если идею для сайта не найти, можно сказать просто – ничего. Сайт без концепции ничем не поможем развитию вашего бизнеса. Вы просто станете «одним из многих». Скажите честно, вы хотите им быть? Вот и мы думаем, что не хотите...


    Каким будет сайт без концепции?

    Ответьте на вопрос, кого вы возьмете на работу в свою компанию? Человека, который разделяет ваше видение работы и легко впишется в рабочий процесс, или «просто сотрудника»? Так сказать, для числа?

    О сайте можно сказать то же самое. Если он не соответствует особенностям вашего бизнеса, то толку от него не будет никакого.

    Что мы под этим подразумеваем?

    Сайт, не имеющий концепции и создаваемый для галочки, нельзя будет интегрировать в деятельность вашей компании. Такой сайт не поможет вам увеличить прибыль.

    Отсутствие концепции сайта приведет к непониманию точной цифры бюджета на его разработку. Рисков здесь полно: намеренное завышение суммы на этапе заключения договора («чтобы точно вписаться в рамки»), внезапное увеличение в ходе работ («на внеплановые непредусмотренные траты» и т.д.)

    Каков главный вывод?

    Если сайт не соответствует особенностям вашего бизнеса, то все инвестиции в него – это деньги на ветер. И немалые (смотрите абзац выше, про плавающий бюджет). Он не будет помогать вам продавать.


    Нет концепции (то есть, целей и задач), нет и целевой аудитории – ваших клиентов. И можно сколько угодно нагонять посещаемость, но продаж либо будет мало, либо не будет вообще.

    Наличие же внятной концепции означает, что с ней сайт станет частью маркетинга компании. Иными словами:

    • Наличие четко сформулированных целей и задач, в решении которых сайт должен помочь
    • Знание целевой аудитории сайта
    • Знание конкурентов и отстройка от них путем наличия УТП
    • Правильная «упаковка» – представление продукции на рынке
    • Точная оценка бюджета на разработку сайта

    4 критерия качественного сайта, как содержание концепции его разработки

    Одной концепции как таковой мало. Вернее – хорошая концепция должна учитывать 4 ключевых аспекта:

    • Цель создания
    • Индивидуальность
    • Ориентированность на целевую аудиторию
    • Хорошее юзабилити

    Разберем эти критерии подробнее:

    1. Цель

    Это ответ на все тот же вопрос: для чего вы разрабатываете сайт? Цель не должна быть размытой, например: «Хочу зарабатывать больше!» Она должна быть тактической, пусть и ограниченной по времени. Примеры: «Сократить время приема и обработки заказов за счет автоматизации процесса», «Повысить продажи моего товара в интернете за счет выхода на новый сегмент целевой аудитории» или «Реклама на ресурсе будет приносить деньги за счет того, что многим пользователям понравится контент сайта».

    2. Индивидуальность

    Здесь речь идет вовсе не о дизайне. Сайт должен отражать УТП – уникальное торговое предложение вашей компании. Это комбинация условий работы, цен и качества товаров и услуг, которые выделяют вашу компанию на фоне конкурентов и заставляют покупателей делать выбор в вашу пользу.

    УТП должно присутствовать как на коммерческих сайтах (интернет-магазинах), так и на некоммерческих, например, на информационных порталах. Для них оно выражается в том, чтобы посетители максимально быстро и удобно находили интересующую информацию.

    3. Ориентированность на целевую аудиторию

    Не бывает так, чтобы ваш сайт предназначался «для всех». Он создается «для всех ваших покупателей». При этом понимание вашей целевой аудитории также может быть разным. Пример: сайт по продаже игрушек. Игрушки интересны детям, а вот решение об их покупке принимают родители. Поэтому сайт по игрушкам должен быть рассчитан на родителей, а не на детей.

    4. Хорошее юзабилити

    Удобство – понятие растяжимое и субъективное, но по отношению к сайту оно означает удобство его использования. Частично этот пункт перекликается с №2 – индивидуальностью сайта, его УТП. То есть, в интернет-магазине есть нужный товар по хорошей цене, но его с трудом можно найти. Если нашли, то для заказа надо заполнить огромную форму с множеством полей. В этом случае ценность УТП нивелируется, так как клиент вашим предложением просто не захочет воспользоваться.

    О пользе принципа «7 раз отмерь…» или главные выводы

    Перед тем как создавать сайт, вам необходимо ответить себе на вопрос: для чего вы его собираетесь делать и какие задачи на него возлагаете в контексте вашего бизнеса. Именно с этого начинается работа над концепцией сайта.

    Любая концепция сайта и выстраиваемая с его учетом маркетинговая стратегия для вашей компании должны носить сугубо прикладной характер и, в конечном итоге, ориентироваться на такие элементарные вещи, как цели и задачи сайта, его УТП, ориентация на целевую аудиторию и качественное юзабилити.

    Сложно?
    На самом деле – ничего сложного!

    От вас понадобится минимум усилий – только отвечать на наши вопросы в ходе нескольких маркетинговых брифингов. Стратегию для вашего бизнеса и концепцию для сайта мы готовы продумать вместе с вами. А некоторые моменты даже вместо вас!

    Если же вы спросите, зачем все это нужно и почему бы просто не сделать «сайт», то мы ответим так – «просто сайт» может сделать любой. Мы же создаем инструменты для увеличения вашей прибыли.

    Хотите убедиться лично! Будем только рады доказать вам это!